Способность удивляться, присущая юности, - свойство открытой души и
сознания, и их готовности к открытию. С годами и оплетающими нас проблемами мы
теряем эту способность. Музыка сюиты Эдуарда Артемьева “Щелкунчик”,
представленная на этом диске, способна удивить, а значит разбудить творческий
потенциал и подарить радость. В ней - много неожиданного, что позволяет слушать
сюиту как чрезвычайно увлекательную историю. В основе “Щелкунчика” Артемьева -
сказка Эрнста Теодора Гофмана как литературная первооснова; сценарий Андрея
Кончаловского, представляющий развитие известной сказки в других
обстоятельствах и другом времени, его же идея новой музыкальной версии
“Щелкунчика”; и музыка балета П.И. Чайковского как первоисточник музыкальный.
Еще в 70-х годах Андрей Кончаловский задумал мюзикл “Щелкунчик” на основе
музыки Чайковского, известной всему миру. Проект реализовать не удалось, но
идея оказалась жизнеспособной и требовала продолжения. И тогда родился сценарий
музыкального фильма “Щелкунчик и Крысиный Король”. История, перенесенная в
первую треть ХХ века, стала современной и потребовала серьезной трансформации
музыки. К этой работе и был привлечен композитор Артемьев. Музыки балета
Чайковского оказалось недостаточно для воплощения основного конфликта фильма -
пришлось серьезно изучить всё творчество Чайковского и дополнить “Щелкунчика”.
В балете Чайковского, например, нет темы зла, которая была необходима для
характеристики мира крыс, Крысиного короля. Для этих целей Артемьев использовал
тему скерцо из Шестой симфонии Чайковского - тему, выходящую за стилевые рамки
XIX века, - маршево-сигнальную, неприятно колючую, словно с оскалом. Среди
изумительной, изящной музыки балета “Щелкунчик” не оказалось и чувственной
лирики, способной стать темой любви. Эту роль отдали самой красивой лирической
теме Чайковского - валторновой теме Пятой симфонии. И
ещё одно из самых удачных включений в “Щелкунчика” - основная тема
фортепианного концерта - торжественная, словно излучающая энтузиазм массовых праздничных шествий, она стала праздничным финалом
новой истории Щелкунчика. Способность так слышать, точно попадая в образ -
особый дар композитора Артемьева. Рождённая музыка оказалась выходящей за рамки
прикладной, и стала очевидной необходимость создания полноценной полнометражной
концертной сюиты.
Невозможно определить жанр, который получился у Эдуарда Артемьева в его
работе над Чайковским - это не вариации, не аранжировка, не парафразы. Там есть
все виды работы с “чужим материалом”, который стал своим. И звучит этот
Чайковский - Чайковский Артемьева, - свежо и абсолютно органично, как будто,
так и было написано. Такое ощущение, что так писал бы Чайковский сегодня. Или -
что Артемьеву сделали “прививку” Чайковским, и знакомые темы обрели новые
ритмы, тембры и краски, новую интенсивность звука, оказались пронизаны
современным пульсом.
Здесь оказались востребованы свойственный композитору Артемьеву дар
стилевого перевоплощения, оснащенность всеми возможными на сегодня техниками
работы со звуком, владение любыми жанрами, мастерство работы с оркестром.
Везде, даже там, где Чайковский почти неизменен, сразу узнается автор сюиты
- Эдуард Артемьев, и это происходит, в том числе, благодаря таланту дирижёра
Мурада Аннамамедова и мастерству музыкального коллектива, который был собран из
лучших музыкантов крупнейших оркестров Москвы.
Особенное ощущение тембра в музыке Артемьева идёт от электроники. Сам
композитор говорит, что может назвать себя композитором благодаря двум вещам -
электронике и знакомству с рок-музыкой, которые помогли найти выход из периода
поисков, сомнений и разочарований, открыли бескрайний мир находок, которые
каждый раз отодвигали границы возможного дальше. Без электроники не обходится
практически ни одно оркестровое сочинение композитора - именно электроника
позволяет изобрести или открыть новые тембры, способна углубить звучание басов
оркестра, придав им большую фундаментальность и звучание “из недр”, иногда
больше ощущаемое, нежели
слышимое, даже на пиано. Практически в каждом номере сюиты в оркестр включены синтезатор или гитары с “электронным голосом”.
Эдуардом Артемьевым сочинено больше музыки к “Щелкунчику”, чем вошло в
сюиту. Еще есть 3 песни Принца, 2 песни Крысиной Королевы, пара номеров у
Короля крыс, пара танцев. А значит, есть надежда, что сказка будет продолжена,
что мы услышим новую музыку.
Наталья Кожевникова