ООО «ArtBeat» представляет

«ОРГАНОЛОГИЯ» –

альбом Владимира Нестеренко

 

Первый в советско-российской истории альбом в формате классического джазового органного трио (орган, гитара и барабаны при участии тенор-саксофона). Музыка пластинки сочетает всё богатство тембровых красок подобного ансамбля и широкую стилистическую палитру: от камерного джазового музицирования  ("Встретились, поговорили...", "Там, где нас нет") через пост-боповый мэйнстрим ("Органология", "День Независимости") до практически хард-рокового "замеса". ("Ещё Два Пива", "Учись хорошо, сынок... (alt.take)"). Помимо авторского материала, на диске присутствуют две аранжировочно переосмысленные пьесы "Тhe Beatles". Битломанам будет, чему удивиться!

 

Отзыв об альбоме.

Оценка новой работы Владимира Нестеренко при всём желании не может быть выполнена без учёта инструментария, с помощью которого она сделана. Электроорган в джазе не редкость, но на сегодняшней сцене он всё больший раритет – в том числе потому, что клавишники «широкого профиля» часто рассматривают его тембр лишь как один из возможных. Переключаясь на современных клавишных станциях от одного звучания к другому, полноценным органистом себя не почувствуешь (особенно если учесть, что у классического электрооргана задействована и ножная педальная клавиатура, которой синтезаторные аналоги лишены). Нестеренко же, работая со своим трио, компромиссов не ищет и играет так, как положено нормальному органисту: две клавиатуры для рук, третья – для ног, никаких синтезаторных эффектов и т.д. В наш век высоких технологий такой «возврат к корням», на первый взгляд, сильно ограничивает исполнителя. Даже обычное фортепианное трио звучит более свободно – в основном, потому, что слушатель знает, чего ждать от звука, и не обращает на него особого внимания. А электрооргану, привычному по записям «стариков» и непривычному в живом варианте, внимаешь, ожидая «фокусов» и откровений; словом, слушатель ведёт себя почти как ребёнок, дорвавшийся до синтезатора и пытающийся найти новое содержание в одной и той же мелодии, сыгранной «от имени» рояля, гитары, саксофона… Поэтому «Органология» поначалу кажется не столь броской, как ей должно быть, и это – очень правильное достижение Нестеренко как лидера, сумевшего обойтись без инструментального цирка; пусть не сразу, но понимаешь, что на альбоме подают именно содержание, а не его обрамление. А содержание в хорошей музыке не может быть самоценным – оно требует индивидуального подхода от слушателя, обладающего собственным видением. Например, кому-то в этой работе увидится влияние старых мастеров уровня Джимми Смита, а кому-то – более молодого Джойи ДеФранческо времён работы с гитарным трио Джона Маклафлина (формат-то аналогичный – электрогитара, электроорган, ударные). И что с того? В альбоме за органом вполне конкретный Нестеренко, способный создавать музыку мирового уровня, с которой не стыдно выйти на сцену любого крупного фестиваля.

«Органология» довольно сдержанна и лишена концертного неистовства, а  местами – откровенно скупа, словно музыканты осознанно хотят отпустить слушателя «недокормленным». Частенько на первые роли выдвигается гитарист Максим Шибин, чьи крепкие навыки в качественном мэйнстриме бесспорны; найдя какой-то свой язык, музыканты трио ненавязчиво уводят слушателя с пути развлекательного в путь «филармонический», и если под того же Джимми Смита требовалось пить пиво в клубе, то под Нестеренко это покажется уместным далеко не каждому и далеко не в любой композиции.

Композиции эти, разумеется, авторские – и с недурными названиями, которых так не хватает российской музыке. К чему клонировать англоязычные штампы, если пьесу можно назвать «Учись хорошо, сынок, и когда-нибудь, возможно, твоим именем назовут улицу»? К слову, это название своей нарочитой тяжеловестностью отражает суть альбома в целом – ее трудно высказать кратко и звонко, но в ней сквозная мысль, а не пустое восклицание.

Две пьесы альбома взяты у других авторов – это «For No One» и «Something» великих «The Beatles». За их прочтения также можно сказать спасибо: нет искажения оригинала как самоцели, нет рабского следования ему. Это именно что прочтение, одинаково интересное как близостью к источнику, так и уходом от него.

В целом «Органология» – альбом неторопливый, приглушённый тембрально и эмоционально, густой и с прихотливой архитектурой. На фоне изощренных джаз-роковых записей последних лет он может показаться неброским – но внимательное знакомство даст понять, что и с виртуозностью тут всё в порядке, и содержания более чем. Словом, альбом из тех работ, которые побуждают идти на живой концерт – а в наше время от записи трудно хотеть большего.

Юрий Льноградский

 

Музыкальные аналоги: Larry Goldings, Bill Stewart, Larry Young, Keith Emerson.

Жанры альбомаpost bop, contemporary, organ trio, mainstream, fusion.

 

Треклист:

1.      Органология / Organology

2.      Там, где нас нет / Where the Grass is Greener

3.      На короткой ноге / On The Other Hand

4.      Встретились, поговорили… / Metchatted

5.      Коляска / Buggy

6.      Еще два пива! / Two More Beer

7.      Учить хорошо, сынок, и когда-нибудь, возможно, твоим именем назовут улицу / Study Hard, My Son, and Probably Some Day They’ll Give Your Name to a Street

8.      День Независимости / Independence Day

9.      For No One

10.  Something

11.  Бонус-трек – Учись, хорошо, сынок… (alternate take) / Study Hard, My Son etc (alternate take)

 

Автор всех композиций (кроме 9 и 10) и аранжировок: Владимир Нестеренко.

Участники записиВладимир Нестеренко – орган, мелодика (3), Максим Шибин гитара,Александр Зингер – барабаны, Сергей Баулин – саксофон (8,9).

Год записи2012 Год релиза2012

Каталожный номер изданияAB–CD–09–2012–024

Штрих-код: 1977721673228

1 компакт-диск.

Буклет: на двух языках (русском и английском). 

ИздательOOO «ArtBeat»

 

 

Буклет: на двух языках (русском и английском), к каждой пьесе – авторская аннотация.