ООО «ArtBeat» представляет
«Живой Ракурс» –
новый альбом
Анатолия Герасимова (2 CD)
Во
второй половине последнего десятилетия прошлого века мне довелось три с
половиной года проработать на московской радиостанции «РаКурс».
Её нет в эфире с 1998 года, а жаль: это было, пожалуй, самое свободное радио в
истории российского радиоэфира (наряду с
радиостанцией SNC, работавшей в 1991-92 годах —
от неё «РаКурс» унаследовал общую концепцию и
значительную часть коллектива). На «РаКурсе» нельзя
было делать три вещи: употреблять в эфире нецензурную брань, призывать к
нарушению конституционного строя и передавать в эфир поп-музыку. Всё остальное
было можно. И мы, ведущие, делали всё, что нам представлялось важным и
интересным.
Я работал на «РаКурсе» под
эфирным псевдонимом Константин Волков. Моим эфирным днём была суббота, и
сердцем субботнего дня для меня стал сегмент с пяти до шести вечера, когда в
эфир выходила моя программа «Московский свинг». Дело в том, что Ракурс
располагал студией звукозаписи, смежной с эфирной студией, и это небольшое
помещение можно было использовать для того, чтобы в нём в прямом эфире
выступали музыканты. Два-три раза в неделю это и происходило, остальное время
тон-зал работал просто как коммерческая студия звукозаписи. В программе «Московский
свинг» выступали джазовые музыканты, и за два года, что эта программа выходила
в эфир (с декабря 1995 по декабрь 1997), через концертную студию Ракурса прошло
несколько десятков российских и даже зарубежных джазовых коллективов.
Три раза в программе «Московский свинг» выступал
саксофонист Анатолий Герасимов, облададель одной из
самых заковыристых биографий в российском джазе. Музыкант-самоучка
из поколения 60-х годов, он играл в знаменитом тульском биг-бэнде
Анатолия Кролла, выступал в первых московских
джазовых клубах и на московских джазовых фестивалях 1967-68 годов, но на месте
ему не сиделось. В 1973 году советское правительство сделало уступку
мировому сообществу, разрешив ограниченную эмиграцию из СССР, преимущественно
для тех, кто направлялся в Израиль. Не секрет, что в то время можно было получить из Израиля вызов на репатриацию и вовсе не имея
никакой связи с народом, населяющим эту страну. В 1973
году получил такой вызов и Анатолий Герасимов и, подумав несколько дней, поехал
по тому же пути, который быстро стал накатанным: пересадка в Вене, отказ от
продолжения полёта в Израиль, лагерь для перемещённых лиц, затем ожидание
ответа на запрос о получении статуса беженца в США — во время этого ожидания
Толя несколько месяцев работал в Риме в составе ансамбля джазового
пианиста Романо Муссолини, сына небезызвестного дуче. И, наконец, Нью-Йорк,
сложный период врастания в жизнь иной цивилизации. Помогли знакомства с
американскими музыкантами, прежде всего с участниками оркестра Дюка Эллингтона, который за два
года до этого гастролировал по Советскому Союзу. На тротуаре у Линкольн-Центра Герасимов неожиданно увидел великого Дюка, тот вспомнил русского саксофониста, пригласил на
джем, и в 74-м Герасимов стал участником оркестра Дюка
Эллингтона, правда, уже без Дюка,
который незадолго до этого ушёл из жизни.
При сыне Дюка, Мерсере Эллигтоне, Толя несколько
месяцев проработал в оркестре и даже записался на пластинке, которую ревниво и
придирчиво слушали Толины знакомые в Москве, но для Герасимова всё ещё только
начиналось. Последовало 17 лет в Нью-Йорке, где он играл буквально со всеми, и
ещё шесть лет в Париже, а в 1996-м Толя неожиданно вернулся в Россию после 23
лет эмиграции. Он стал записываться с питерской рок-группой «АукцЫон»,
гастролировать по стране и выступать в московских клубах. И тут с ним случайно
столкнулся корреспондент «РаКурса» Фёдор Случевский,
который в мой субботний день делал программу «Джазовые новости». Федя притащил
Герасимова на радиостанцию для интервью, и мы договорились, что Толя выступит у
нас в прямом эфире со своей новой московской группой, которая играла главным
образом его авторскую музыку в стилистике фьюжн. Выступил он в результате на протяжении 1997 года трижды, а в апреле
1998-го, когда «РаКурс» уже не вещал, но всё ещё планировал
продолжить вещание и даже выйти в FM-диапазон (чему не пришлось сбыться), мы ещё раз собрались в
студии, чтобы записать ещё четыре пьесы Анатолия — планировалось, что, как
только вещание возобновится, они будут переданы в эфир. Но станция была
закрыта в силу экономических причин (надвигался дефолт российской экономики), и
осенью 1998 на лейбле Boheme
Music вышел альбом с жизнеутверждающим названием «Yes», собранный из фрагментов выступлений Герасимова в
студии «Радио РаКурс».
Прошло полтора десятилетия. Тот альбом давно
превратился в филофоническую редкость. 66-летний Анатолий Герасимов продолжает
выступать в Москве, правда, уже не очень часто: здоровье подводит, да к тому же
осенью 2011 года какие-то нехорошие люди украли у него кофр со всеми инструментами
— сопрано- и тенор-саксофоном и шестью флейтами.
Впрочем, основной инструмент, сопрано-саксофон, стараниями фонда поддержки
современной инструментальной музыки ArtBeat,
дяде Толе уже купили. А ещё фонд ArtBeat
инициировал оцифровку большого архива аудиозаписей, оставшихся от концертов в
прямом эфире программы «Московский Свинг». Первые плоды этой работы вы и
держите сейчас в руках.
Кирилл МОШКОВ, главный редактор журнала «Джаз.Ру»
Год записи: 2012
/ Год релиза: 2012
Каталожный номер: AB-CD-04-2012-017. Штрих-код:
1977721673181.
2 компакт-диска.
CD «Живой Ракурс»
I
1.
На сегодняшний день
2.
Фокси Лэди
3.
Не в огне гореть
4.
В сентиментальном настроении (Дюк Эллингтон)
5.
Мрачный Грув
6.
Паркедидо (Посвящается Чарли Паркеру)
7.
Случайная Музыка
8.
Душа и Тело (Джонни Грин)
9.
В Духе Монка
(Посвящается Телониусу Монку)
10.
В ожидании Алеши
II
1.
Родилось только что
2.
Не пройти босиком по траве
3.
Мавры
4.
В ожидании Алеши
5.
Аврора (для Анны Х)
6.
Время летит
Бонус-трек
7.
Паркедидо (Посвящается Чарли Паркеру)
Буклет: на
двух языках (русском и английском), к каждой пьесе – авторская аннотация.
Издатель: OOO «ArtBeat»